Истории → Интервью, вдохновение
+7 (903) 728-62-20
Звоните с 8:00 до 19:00
Главная/Новости/Рыцарь танца: Станислав Попов

Рыцарь танца: Станислав Попов

О зарождении ProAm-движения в России

Я впервые познакомился с ProAm в США где-то в 1988–1989 году. Для меня было очень необычно видеть известных во всём мире танцоров, которые выступают не со своими профессиональными партнёршами, а, как оказалось, своими ученицами. Надо отметить, что уровень у них был самый разный, от продвинутых танцоров до совсем начинающих, поначалу мне казалось, что всё это выглядит немного странно. Но после я подумал о том, что в целом одна из самых сложных вещей в занятиях танцами для взрослых – это начать и не сбежать после первого занятия из-за того, что непонятно, сложно или что партнёр на первом же занятии тебе ноги оттоптал. Я хорошо знаю систему обучения в школах бального танца, наблюдал за развитием многих танцевальных школ и понимаю, что занятия в группе – это хорошо, но если студенты могут брать индивидуальные уроки и не зависеть при этом не только от группы, но и от другого партнёра-любителя, то это отличная возможность для быстрого роста мастерства. А ещё подумал о том, что, чем мы старше, тем меньше у нас времени и тем больше хочется сделать каждую минуту занятия эффективной и помогающей лично вам расти. 

В России во многом благодаря грамотному руководству со стороны Алексея и его деловых партнёров пилотный проект разросся и стал, на мой взгляд, третьей в мире школой ProAm после двух компаний танцевальных легенд – Артура Мюррея и Фреда Астера в США.

Первым официальным ProAm-выступлением в России было шоу от Дениса Царёва и Марины Дзасоховой на Кубке Кремля, которым мы хотели познакомить танцевальное сообщество с этим направлением; после этого начались занятия в GallaDance (как раз в компании, созданной Алексеем Минделем), и затем уже сообщество разрослось, стало распространяться в разных городах и регионах страны.

4

О принципах организации ProAm-турниров в России

Первый ProAm-турнир на Кубке Кремля мы провели в 2019 году, сейчас их организуют по всей России: «Русский Кубок» в Москве, Crystal Ball в Санкт-Петербурге, Veronika Cup в Челябинске для танцоров Урала и Сибири, турниры в Екатеринбурге, Новосибирске, Омске и во многих других городах. Да, пока, скажем, отдельного большого события только по ProAm в Кремле мы не проводим, но всем парам, которые приезжают на наши турниры, мы обеспечиваем достойный приём. Помню, нас кто-то спрашивал после анонса турнира до объявления таймингов: «А мы утром где-то танцуем, где нас никто не увидит?». Но мы такого не допускаем, начинаем всегда в 17:00 при полном зале зрителей. ProAm-номинацию обычно проводим первой – так наши «любители» могут после выступления спокойно сесть за свои столы и насладиться выступлениями пар в категориях любителей и профессионалов, тем более что в них часто участвуют и их партнёры или партнёрши.

Я знаю, что некоторые пары волнуются, говорят, мол «мы ещё не на том уровне, чтобы в Кремле танцевать». Но мы считаем, что важно представить всё многообразие ProAm на нашем турнире. В России бальный танец живёт и развивается в разных формах и ипостасях: латиноамериканская программа, европейская программа, American Smooth, также развивается и английское движение Sequence Dance, похожее на советскую бальную танцевальную программу.

Уже несколько лет работает отдельный комитет в РТС, который занимается вопросами ProAm. Мы обсуждаем, как способствовать развитию этого движения, и нам очень приятно видеть, как много пар высокого уровня «выросло» за эти годы. Взять хотя бы победителей Кубка Кремля этого года, Антона Алдаева и Лолу Агееву, которые блестяще выступили на основном турнире и представили великолепный показательный номер, или серебряных призёров турнира по стандарту Сергея Коновальцева и Кристину Курт с их потрясающим шоу-номером «Анна Каренина». Для нас, тех, кто создавал первые небольшие турниры и смотрел на первые шаги первых Pro, невероятно отрадно видеть, что есть пары, за которыми зрителям не менее интересно наблюдать, чем за лучшими любительскими парами международного уровня или парами профессионалов. Сильные пары в ProAm позволяют показать зрителям, которые пока не занимались танцами, что они тоже могут начать танцевать и когда-нибудь также смогут выйти на паркет и насладиться турниром в качестве его полноценного участника.

3

О «танцевальных гаремах»

Меня также попросили прокомментировать такой обсуждаемый вопрос, как выступление одного танцора с разными партнёрами или партнёршами. Для начала отмечу, что в США, откуда родом ProAm-движение, у одного профессионала-преподавателя чаще всего больше одной ученицы, с которой он выступает в паре. Помню одного талантливого танцора, выходца из СССР, Рауно Ило, который переехал в США и на турнире, который проводился лет 15 назад, у него за 4 дня было около 500 выходов на паркет с разными ученицами, он выступал в 12-15 парах в разных номинациях. Конечно, он получил приз “Top Teacher”, лучшего ProAm-учителя и заработал очень существенные деньги на подготовке и выступлении; мы тогда для интереса подсчитали, выходило около 100 000 долларов, но труд, конечно, был проделан колоссальный.

Бывают и другие случаи, даже подписываются специальные “life achievement” договоры, в которых партнёр обязуется заниматься и выступать только с одной студенткой, а она, в свою очередь, несёт все сопутствующие расходы, а также выплачивает определённую сумму даже в недели или месяцы, когда она не посещает тренировки. В России в целом на одного Pro учениц тоже немного, обычно одна-две. И к партнёрам относятся более ревностно, выбирают, даже иногда «борются» за них, поскольку верят, что известное имя и танцевальный талант партнёра помогут достичь лучших результатов. 

Также важно понимать, что ProAm – это про рабочие отношения студентки и преподавателя, для педагога это бизнес, поэтому если он физически может работать с несколькими партнёршами на разных уровнях, то это совершенно нормально. В школах Фреда Астера и Артура Мюррея, например, даже по правилам (не знаю, насколько они соблюдаются, конечно) запрещено устанавливать личные связи, давать личный номер телефона и встречаться вне танцевального зала. Точно так же, как и есть известные ProAm-партнёры, которые работают только с одной партнёршей и им этого достаточно. Об одной такой паре я хочу рассказать отдельную историю. 

2

О вдохновляющей и легендарной ProAm-паре

Маргарет Ханлон начала заниматься танцами, когда ей было 70 или 71 год. Она была профессором Гарварда на пенсии, преподавала искусство и архитектуру, была супругой богатого нефтяника, дама очень респектабельная и интеллигентная. И партнёр нашёлся ей под стать: Джон Форд был очень импозантным мужчиной, великолепно выглядел, был очень похож на Кларка Гейбла в «Унесенных ветром». Он был её постоянным партнёром в течение многих лет, кстати, они очень интересно делили обязанности: она брала на себя все организационные моменты вроде поиска и бронирования авиабилетов и отелей, а он, в свою очередь, каждое утро делал ей укладку перед тренировкой и сам делал макияж и причёску на турнирах, делал, надо сказать, мастерски. С этой парой связана одна интересная история.

В 1990 году мы проводили в Москве второй международный турнир профессионалов, и ровно в тот год из-за введённых Аэрофлотом ограничений было почти невозможно приобрести билеты для иностранцев за рубли, а к нам должны были прилететь шесть пар и трое членов жюри из других стран. Я поделился этим с Маргарет в рамках обеда, который она организовала в Блэкпуле для президиума Всемирного танцевального совета, и она пообещала вместе с Джоном помочь и проспонсировать покупку билетов, если будет необходимо. А также изъявила желание самой выступить с показательным номером.

Когда я представлял её на турнире, упомянул о дочери – члене Олимпийской сборной США по плаванию, и сыне, который был в составе Олимпийской сборной по теннису, об их достижениях, и зрителям стало ясно, что выступающей будет не менее 75 лет. И они выступили со своим номером под драматическую музыку из финальной сцены «Лебединого озера». Помню, как в конце выступления Джон положил Маргарет себе на плечи и стал делать шене по кругу в этом зале. Это было в Лужниках, во Дворце спорта. Весь зал, казалось, перестал дышать, а после аплодисменты не смолкали минут десять, не меньше. Это было незабываемо!

IMG_1159

При этом их нельзя было назвать «неразлучной» парой: так, по приезду в тогда ещё Ленинград Джон пару дней просто отдыхал в отеле, доверив нам «опекать» Маргарет, вместе с ней мы ходили в Мариинский театр на спектакль, проводили ей экскурсии по городу. Она была удивительной женщиной, знакомством с которой я по-настоящему горжусь.

О мужчинах-любителях в ProAm

В США и в Европе мужчин в ProAm, безусловно, больше – и каких мужчин! Например, я помню одного из ведущих руководителей крупнейшей инвестиционной компании «Нойман & Бергер» в Нью-Йорке. Он танцевал с одной из лучших партнёрш страны и сам танцевал почти на уровне профессионала. Когда я спрашивал его о том, что для него значат танцы, он говорил: «Возможность после своей работы (финансиста, инвестора, бизнесмена) уйти в совершенно другое измерение. Полностью “переключиться”, получить удовольствие от танцев и после, возвращаясь к своему бизнесу, чувствовать себя обновлённым». Я абсолютно уверен, что такие же чувства испытывают очень многие люди, которые начинают заниматься ProAm, это привносит в их жизнь много радостных, положительных моментов.

В дореволюционной России умение танцевать для деловых мужчин считалось обязательным, помню в одной книге, посвящённой русским балам, была приведена переписка двух государственных деятелей из царской России, в которой была фраза: «Как его могут назначить министром, если он даже не умеет танцевать?». Танцы и танцевальный спорт дают возможность для гармоничного развития личности. Физического, духовного, нравственного! А юношам и  мужчинам, кстати, всегда помогали и продолжают помогать производить впечатление на представительниц прекрасного пола.

Для многих танцоров ProAm некоей «отправной точкой» стал замечательный фильм «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром в главной роли. Его главный герой – успешный юрист с любящей семьёй, тем не менее, чувствовал, что ему чего-то недостаёт в жизни. И, в конце концов, именно танцы помогли ему наладить жизнь и почувствовать себя по-настоящему счастливым. Так и в жизни: люди, которые приходят в ProAm, открывают для себя абсолютно новую страницу жизни, начинают видеть в ней больше радости. Так почему мужчинам должно быть стыдно за то, что они делают что-то прекрасное и становятся счастливее?

О том, как начать путь в ProAm: и ученикам, и школам

Самый сложный этап – это в принципе переступить порог танцевального зала. Многие убеждают себя, что они не в состоянии танцевать, что у них не получится, что они будут плохо выглядеть – и даже не решаются дойти до зала. А между тем, даже первые танцевальные движения способны подарить замечательные ощущения. Так, в танцевальных студиях Фрэда Астера есть такая методика “Magic Box” («Волшебный квадрат»), в которой человек за 10-15 минут, слегка меняя позиции тела и шаги внутри перемещения по квадрату, успевает попробовать медленный вальс, танго, квикстеп и румбу, и понимает, что на базовом уровне всё это не так сложно, как казалось. 

В целом я рекомендую всем, кто хотел бы запустить у себя в танцевальных школах направление ProAm, изучить опыт школ Фреда Астера и Артура Мюррея, поскольку у них это важное бизнес-направление и в организации учебного процесса предусмотрено буквально всё; у них даже есть специальные курсы для преподавателей, которые хотят попробовать себя в качестве Pro.

О корпоративном ProAm 

Отношусь к этому очень позитивно. Например, знаю, что есть такая программа «Танец Лидера», там много танцующих женщин и мужчин, представляющих крупные корпорации и органы власти. И, вовлекаясь вот в этот замечательный процесс обучения танцам и выступлений, они по-другому начинают относиться к танцевальному спорту, ценить его значимость. 

О значении ProAm для танцевальной культуры

Танцы – значимая часть культуры страны. Танцевальная культура – часть общечеловеческой культуры. Так, в дореволюционной России, как я уже упоминал, занятия танцами были обязательными для мужчин, которые хотели чего-то достичь в жизни. В первые годы существования СССР обучение танцам посчитали «буржуазным» и излишним. Однако после того, как нарком обороны Климент Ворошилов в 1938 году со своими офицерами посетил одно из мероприятий за рубежом и увидел, что все военные участвовали в танцах, и лишь наши «красные» командиры жались по углам и «подпирали стенки», был издан приказ, чтобы в военных училищах (Нахимовском, Суворовском) начали преподавание танцев.

Сейчас формат ProAm позволяет увеличивать число людей, которые занимаются танцами – дети, посмотрев на выступление мамы или папы, воодушевляются и просят отдать их на танцы, взрослые мужчины и женщины приходят на групповые занятия «с нуля», вдохновившись примерами друзей, родственников и коллег. Развитие ProAm-сообщества способствует развитию любительского и профессионального танцевального спорта в России, поскольку многие танцоры ProAm после начинают выступать в роли партнёров и спонсоров танцевальных соревнований и мероприятий, а работа в ProAm в качестве партнёра-профессионала позволила многим танцорам продолжать выступать и после того, как по тем или иным причинам они оставили выступления в любителях или профессионалах.

Так что хочу пожелать успехов всем, кто развивает ProAm-направление в России и всем, кто развивается в нём!

Танцуйте и будьте Счастливы!

Контакты
Адрес

г. Москва, Красная площадь, д. 3
Информация
фото на главную
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена